В XIII веке монахом по имени Радульф (француз, по предположению Лемана) был придуман Святой Никто, которому он посвятил «Историю о муже Никто» – пародию на богословско-эксегетическую литературу того времени со стилизацией под житие. В своей пародийной проповеди о св.Никто Радульф собрал цитаты из Писания, где упоминалось это местоимение. Благодаря игре слов Никто оказался самым могущественным из всех святых: если буквально переводить Откровение Иоанна Богослова с латыни, где нет двойного отрицания, то получается, что Господь «затворяет – и лишь Никто отворит».
Пародия имела такой успех,
что..что (будто бы) некто Петр Лиможский с товарищами даже учредили секту «неминиан» (от слова nemo, «никто»). В результате с конца XIII в. «Никто-писания» широко распространились в пародической литературе; существовали стилизации под проповеди, трактаты и пр., до сих пор полностью не изданные и нигде не собранные.
Нашелся, однако, богослов Стефан от св.Георгия, который принял это всерьёз и написал целый трактат против этого сочинения и этой секты, доказывая,
во-первых, что на самом деле «никто» в цитируемых текстах есть лишь местоимение и ничего больше, и,
во-вторых, что есть не меньшее число библейских мест, свидетельствующих, что названный Никто был злодей и враг б*жий.
Это лишь подлило масла в огонь и повело к широчайшей популярности «Никто-писаний» на протяжении всего XIV–XV вв.; а в 1500 г. они дошли и до печатного станка – была издана «Проповедь бедного Генриха о святом Никто» с приложением приписанного святому Никто стихотворного рецепта от облысения (тоже одна из популярных средневековых пародий) и портрета – пустого прямоугольника в рамке, под которым было подписано:
«Здесь изображен Никто».
ॐ
@темы:
крестики-нолики,
ради ничего,
ницщета духовная