Пост раскурочивает ленту и потому напичкан коряво сокращенными кусками текста.
Разворачивайте аккуратно.
Разворачивайте аккуратно.
I. Про причины вежливостиЕсть такая расхожая недошутка, что знаменитая немецкая вежливость является следствием прежде всего своеобразной грамматической структуры
Рамку образуют, например, спрягаемая часть сказуемого (вспомогательный, модальный глагол или просто глагол, имеющий отделяемую часть) и отделяемая часть сказуемого (партицип I, II; инфинитив I, II; последняя часть сказуемого, последний глагол пассива и т.п.), а ещё глагол-связка (sein, werden, heißen, scheinen, bleiben) + именная часть (существительное, прилагательное, причастие, наречие, числительное).
Короче, если вам начинают по-немецки говорить "я имею", то ни в коем случае не следует сразу думать, что собеседник является госслужащим и зачитывает свою декларацию о доходах и имуществе. Скорее всего он просто травит вам очередную потрясную былину о том, как что-то (с)делал - купил, посмотрел, вынюхал etc., а что именно - вы узнаете только из последнего слова (или нескольких) в предложении - неизменяемой части сказуемого.
Так что, например, культовое раммштайновское 'DU HAST MICH' на самом деле никакое не в лоб эпатирующее "ТЫ МЕНЯ ИМЕЕШЬ", потому как сразу после него идёт 'gefragt', про которое вспоминает примерно никто. А ведь в нём заключается вся суть фразы, при полном прочтении означающей не больше и не меньше, чем "ТЫ МЕНЯ..
спросил(а)".
'Und ich hab nichts gesagt' - "А я ничего не сказал".
Кхм.
Moskau, Moskau. Раз-два-три.
КХМ!
MOSKAU, MOSKAU -
ПА-СМА-ТРИ!
ПИ-А-НЕ-РЫ ТАМ И ТУТ
ПЕСНИ ЛЕНИНУ ПОЮТ!..
..ЧУЖОГО НЕ БЕРИ, СВОЁ НЕ ОТДАВАЙ!
ЗАЖМУРЬСЯ И УМРИ, ЛЮБИ И УМИРАЙ!..
..НЕ ЗАЖИГАЙ И НЕ ГАСИ!
НЕ ВЕРЬ, НЕ БОЙСЯ, НЕ ПРОСИ
И УСПОКОЙСЯ!..
..НЕБО УРОНИТ НОЧЬ НА ЛАДОНИ!
НАС НЕ ДОГОНЯТ, НАС НЕ ДОГОНЯТ!..
..ПОКАЖИ-ПОКАЖИ-ПОКАЖИ-ПОКАЖИ
ПОКАЖИ-ПОКАЖИ МНЕ ЛЮБОВЬ!1..
..Я
СО-
ШЛА
С УМААА!!
МНЕ
НУ-
ЖНА
ОНААА~!1
ПА-СМА-ТРИ!
ПИ-А-НЕ-РЫ ТАМ И ТУТ
ПЕСНИ ЛЕНИНУ ПОЮТ!..
..ЧУЖОГО НЕ БЕРИ, СВОЁ НЕ ОТДАВАЙ!
ЗАЖМУРЬСЯ И УМРИ, ЛЮБИ И УМИРАЙ!..
..НЕ ЗАЖИГАЙ И НЕ ГАСИ!
НЕ ВЕРЬ, НЕ БОЙСЯ, НЕ ПРОСИ
И УСПОКОЙСЯ!..
..НЕБО УРОНИТ НОЧЬ НА ЛАДОНИ!
НАС НЕ ДОГОНЯТ, НАС НЕ ДОГОНЯТ!..
..ПОКАЖИ-ПОКАЖИ-ПОКАЖИ-ПОКАЖИ
ПОКАЖИ-ПОКАЖИ МНЕ ЛЮБОВЬ!1..
..Я
СО-
ШЛА
С УМААА!!
МНЕ
НУ-
ЖНА
ОНААА~!1
[/moi2007mode off]
В общем, в конце предложения на немецком языке, в том числе и весьма длинного, могут быть разнообразные неожиданности,
РАЗБУДИ МОЮ СТРАСТЬ, ЗАВЕДИ МОЮ ПЛОТЬ!~ блять, 2007-й, иди уже домой
начиная вот прям с "Ich liebe dich ... nicht" - "Я люблю тебя ... не". Приходится дослушивать и не перебивать.
А мы продолжаем
II. О памятиПожалуй, вполне логично, что во второй половине 19 века именно переносчик немецкого языка психолог Hermann Ebbinghaus, занимавшийся изучением работы механической памяти, в своей монографии «О памяти» описал Эффект края ряда — явление, показывающее, что при запоминании длинного ряда лучше воспроизводится материал, находящийся в начале и в конце речи, текста, хронометража и т.д. Всё смешалось в доме Облонских. Мой дядя самых честных правил. У Лукоморья дуб зелёный. И пусть они встретят меня криками ненависти. Примерно здесь я мог бы влепить какую-нибудь совершенно бессмысленную ахинею, о которой ты всё равно не вспомнишь уже завтра. Сизифа следует представлять себе счастливым. Мы встретились в странный период моей жизни. Остановился ли волчок?
Именно этим пользуются все хотя бы мало-мальски грамотные политики при публичных выступлениях или каких-то неоднозначных внешнеполитических многоходовочках, что позволяет при определённой сноровке замаскировать любые косяки и слабые звенья логической цепочки. Поэтому Карфаген должен быть разрушен.
Короче, только ленивый ещё не принял на вооружение приём вынесения основного посыла именно в конец месседжа, который, поскольку дольше всего держится в памяти, постольку и оказывает наибольшее влияние на слушателя. Или, в долгосрочной перспективе, на целую эпоху.
III. ФлэшбекВозрождение — имеющая мировое значение эпоха в истории культуры Европы. Великие географические открытия, гелиоцентрическая система мира Коперника изменили представления о размерах Земли и её месте во Вселенной, а работы Парацельса и Везалия, в которых впервые после античности были предприняты попытки изучить строение человека и процессы, происходящие в нём, положили начало научной медицине и анатомии. В работах Жана Бодена и Макиавелли исторические и политические процессы впервые стали рассматриваться как результат взаимодействия различных групп людей и их интересов. Тогда же были предприняты попытки разработки «идеального» общественного устройства: «Утопия» Мора, «Город Солнца» Кампанеллы.
Отличительная черта той эпохи — светский характер культуры, её гуманизм и антропоцентризм, рассматривавшие человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность (кре-а-тив-ность) как высшую ценность, критерий оценки общественных институтов.
С тех самых пор и вплоть до наших дней они
IV. Вся жизнь - комедияНеоспоримым родоначальником эпохи Возрождения принято считать итальянского поэта Данте Алигьери (1265—1321), чей Magnum opus «Комедия» впоследствии будет назван благодарными потомками «Божественной комедией» в знак величайшего признания и истинного восхищения. Поэзия Данте, как указывается в Новейшем философском словаре, сыграла большую роль в оформлении ренессансного гуманизма и в разворачивании европейской культурной традиции в целом, оказав значительное воздействие не только на поэтико-художественную, но и на философскую сферы культуры (от лирики Петрарки и поэтов Плеяды до софиологии B.C. Соловьева). БК на протяжении семи столетий является источником вдохновения для многих художников, поэтов и философов. Ее структура, сюжеты, идеи очень часто заимствовались и использовались многими позднейшими творцами искусства.творцами искусства: известно, что творчество Данте интересовало и волновало Пушкина, который во многом ради изучения дантовского наследия даже выучил итальянский язык; Лелеял мечту создать произведение, подобное БК, Гоголь: идея и план «Мертвых душ» очень близки основной идее нравственного совершенствования человека и плану Комедии; Для генезиса стихов о Прекрасной Даме А. Блока творчество Данте так же важно, как и творчество Гёте, Петрарки и Соловьева (которые и сами.. ну вы поняли); Наконец, не помню у какого литературоведа я читал в статье о поэме «Москва-Петушки», что всё действие – отсылка к БК Данте, где герой из Ада, через Чистилище идет в Рай к своей любимой. Москва – похмельный, ужасающий ад, где нашего героя гоняют, шпыняют и никому-то он здесь не нужен и вот он, через это вот чистилище, все эти станции идет в Рай, в Петушки, «где не оцветает сирень», к своей Беатриче «с косой до попы».
Короче говоря, "влияние, оказанное произведением Данте на всю человеческую культуру в целом и отдельные её виды в частности, огромно и во многом неоценимо". В начале были слова, и слова были у Данте, и слова были "Комедией". И даже прямо сейчас, дорогой %username%, вот уже почти семь веков лежащий в гробнице итальянский стихоплёт в нелепом красном колпаке имеет тебя прямо в сознание. И меня тоже. И всех нас. Ну, просто напоминаю.
V. ..ad astra!Сам Данте говорил: «Моя задача вывести человека из состояния несчастья и привести его к состоянию счастья». Собственно, динамика состояний лирического героя БК задаётся самим названием: Поэт пользуется средневековой терминологией, где комедия - всякое поэтическое произведение с устрашающим началом и благополучным концом:
Do. Томимый экзистенциальными вопросами лирический герой обнаруживает себя окончательно погрязшим в дремучей чаще невежества и неопределённости, а распутаться своими силами ему мешают бестии страстей.
Re. На помощь приходит небесный посланник Вергилий, предлагающий Данте отправиться в странствие, должное привести к окончательному просветлению его духа. Для чего, впрочем, дух сперва вынужден познать альтернативу - тотальный мрак, тлен и безысходность.
Mi. Спуск в глубины Ада - это умирание надежды. По мере погружения Поэт становится свидетелем картин всё более разнообразных и жутких мучений - настоящее царствие садизма с акцентом на физиологию. Наконец, в последнем круге в центре Вселенной его взору предстаёт Бунтарь, обречённый на вечное заключение - вовсе не Князь Тьмы и не владыка всей этой мрачной юдоли скорбей, а такой же страдалец, как и всё прочее население Ада, рыдающий шестью очами сразу.
Fa. После воронки Ада Поэту предстоит пройти Чистилище: гору, символизирующую трудность духовного восхождения человека. У врат пернатый ангел вырезает на лбу Данте семь букв Р - на каждый из грехов (peccata), стираемые у входа на каждый очередной уровень местным стражем.
Sol. На вершине горы располагается, наконец, Рай. У его порога Вергилий уступает место музе Поэта, возлюбленной Беатриче.
La. Она поит его водой из Леты, чтоб забыть грехи, затем - из Эвнои, чтоб вспомнить добрые дела, побуждая, таким образом, к покаянию, а затем возносит просветлённого на Небо.
Si. Возносясь всё выше и выше, Данте видит Христа и Деву Марию, ангелов и, наконец, перед ним раскрывается «небесная Роза».
Do. Здесь он приобщается к высшему благу, окончательно постигая Любовь, что движет солнце и светила.
Структура сюжета БК прямо-таки голливудская: это история странствия человеческой души, которая претерпевает страдания, к очищению и обретению спасения. Это в самом высоком смысле трудный путь и одновременно ориентир для всякой заблудшей, потерянной, утратившей смысл жизни души, символизирует тяжкий процесс просветления и нахождения истины. Но хэппи-энд диктует мораль: всё хорошо, что хорошо кончается, даже если ты прошёл настоящий ад. Важна не линия, а точка, в которой она оборвётся. В конце пути картины Преисподней забудутся. Жизнь хороша, и жить хорошо. Впереди ждут райское блаженство и вселенская любовь. Гуманизм, демократия и верховенство права. А там и до победы коммунизма недалеко.
А человеком, как мы выяснили, лучше всего запоминается всегда именно конец.
VI. Поэт должен быть проклятымА теперь давай прокрутим плёнку в обратном направлении. Проведём Данте теми же тропами, но уже из точки Б в точку А:
Do. Итак, по милости Небес свершилось чудо, земной Поэт предстаёт пред ликом Божества и не имеет слов, чтоб описать всю значимость момента и апогей душевного экстаза.
Si. Аудиенция не длится вечно: в сопровождении священной Беатриче Данте начинает путь по небесному амфитеатру, прочь от Эмпирея, сквозь десять небесных сфер к воротам Рая.
La. Остались позади обители блаженных, должна и муза покинуть Поэта на горы вершине. И вряд ли разлуку суровому Данту сгладит даже компания язычника Вергилия, с которым устремились они вниз, к подножию Чистилища, минуя круг за кругом уровни сей исполинской исправительной колонии. Ещё недавно озаренный в лучах божественного света Данте теперь вынужден наблюдать, как несут наказание за свои грехи недостаточно праведные души (среди которых, между прочим, встречает не только знакомых и друзей, но и родственников). Впрочем, его путь лежит под гору, а потому не лишён приятной лёгкости. У выхода с каждого круга местный страж вырезает на лбу Поэта букву P, знакомя внове с каждым из грехов, и лишь у самых врат пернатый ангел стирает их все взмахами крыла.
Sol. Достигнув горного подножья, поэты продолжат спуск во глубину земли, следуя за течением Леты до самой сердцевины мироздания, до средоточия Вселенной. Каким простым и необременительным должен был показаться Данте путь от Божьего престола до самой глубины Ада. Как будто бы само мироустройство подталкивает к низвержению, играя в поддавки..
Fa. ..И тут же, едва лишь долгий спуск сменился лазом вверх, пред нашим Данте предстаёт первопроходец, чей древний путь он точно повторил. Трёхлик и шестикрыл, сквозь слёзы шести глаз сжирает три души, а из трёх ртов - кровавая слюна. И в этот миг нет места отдалённей на всём свете от света божества.
Mi. 9 кругов Ада. На подъём.
Re. Вот, наконец, преддверье Преисподней: в нём вой стоит несметного числа душ нерешительных, ничтожных из людей - той "серой массы", что прожили, не зная ни славы, ни позора смертных дел. Людского рода испокон веков такое большинство.
Do. Загробный мир пройдя от края и до края, ступая снова в мир живых, он, оглянувшись, лишь прочтёт наказ: "Оставь надежду всяк, сюда идущий". И вот наш Данте снова в сумрачном лесу, во тьме долины. И в памяти свежи не столько кущи рая, сколь виды едва покинутого Ада. Земная жизнь же пройдена всего наполовину, и как-то нужно проходить другую.
В итоге получим поэтическое произведение с восхищающим началом и ужасным концом - ведь нет большей муки, чем воспоминание в несчастье о счастливом времени.
Его слова.
Только вообрази себе Ренессанс, взросший на "Божественной трагедии".